пятница, 15 февраля 2013 г.


Введение Федеральных государственных требований:
использование технологий обучения
в профессиональной деятельности педагога
дошкольного образовательного учреждения


Программы ДОУ, «определяющие содержание и организацию образовательного процесса», направлены на «развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка» дошкольного возраста, «формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечивают социальную успешность» будущего школьника, как подчеркивается в федеральных государственных требованиях. Особое внимание сегодня уделяется организации процесса обучения, отвечающего на вопрос «как учить?», что предполагает использование новых методов, приемов, средств и, конечно, технологий обучения.

Процесс обучения во многом предопределяет результативность педагогической деятельности воспитателя.

Процесс обучения – от латинского «процессус» - означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию деятельности. Технологии обучения позволяют педагогу правильно и целесообразно выстраивать сам процесс обучения, объединяя все его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Именно поэтому педагогу ДОУ необходимо овладеть современными технологиями обучения дошкольников.

Кроме того, одной из важных задач современного образования является «повышение эффективности процесса обучения» детей дошкольного возраста. В этой связи остро встает проблема отбора и использования таких образовательных технологий и дидактических форм, которые повысят качество процесса обучения, сделают его более действенным и плодотворным. Чтобы решить эту задачу, недостаточно разработать или отобрать методы и технологии эффективного обучения, необходимо объединить их и интегрировать в одну взаимосвязанную и взаимодействующую систему, которая не будет противоречить общей цели и решаемым задачам обучения, т. е. не станет являться эклективным конгломератом в профессиональной деятельности педагога ДОУ в рамках рассматриваемой нами тематики.

Профессор Г. К. Селевко выявляет предмет педагогической технологии и определяет его как «область знаний, охватывающая сферу практических взаимодействий педагога и ребенка в разных видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации и алгоритмизации приемов обучения». Многочисленность классификаций технологий обучения позволяет вычленить те, которые возможно реализовать в работе педагога с детьми дошкольного возраста.

 Технологии:
— развивающего обучения;
— информационного обучения;
— игрового обучения;
— коммуникативного /диалогового/ обучения;
— эвристического обучения;
— проблемного обучения;
— консультационного обучения;
— визуального обучения;
— провокационного обучения;
— проектного обучения;
— ИКТ.

Бесспорно, в практике работы с детьми дошкольного возраста целостно используются только четыре технологии: игрового, информационного, коммуникативного и проблемного обучения, остальные только частично.

Определенной сложностью в работе педагога остается сочетание данных технологий друг с другом (проблемно-игровое, проблемно-диалоговое, информационно-игровое обучение и т. д.). Технология проблемного обучения появилась в практике работы с детьми дошкольного возраста недавно благодаря непримиримой позиции учителей начальной школы, которые настаивали на использовании данной технологии в практике деятельности педагогов ДОУ.

Технология информационного обучения опирается на ведущую роль педагога, который берет на себя роль «информатора», передающего знания детям. Это может быть рассказ воспитателя или словесная инструкция к деятельности. Однако необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Структура данной технологии для старших дошкольников выглядит следующим образом: цель, рассказ педагога, задание на воспроизведение знаний, деятельность и результат. В младшем дошкольном возрасте структура видоизменится: рассказ педагога будет частичным с параллельным включением его в совместную деятельность с детьми.

Особенности данной технологии:

· ведущая роль педагога;
· включение детей в деятельность по инструкции;
· наличие «обратной связи».

В федеральных государственных требованиях «предполагается построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми», а конкретно на игре как «форме работы и основном виде деятельности ребенка-дошкольника». Поэтому технология игрового обучения является ведущей и ключевой в работе педагога.

Технология игрового обучения опирается на принцип природосообразности, т. к. игра «сообразна природе ребенка» и является естественной потребностью малыша в проявлении активности. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игра выполняет несколько функций: развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую. Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, игровая деятельность и результат.

Особенности данной технологии:

· свободная развивающая деятельность;
· творческий характер деятельности;
· развитие эмоционально-чувственной сферы.

Технология коммуникативного /диалогового/ обучения опирается на «умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка». Это одна из тех технологий, которая имеет философское /методологическое/ обоснование, представленное В. С. Библером и М. М. Бахтиным в работе «Образование как диалог культур». Диалог культур, опирающийся на «карнавал мироощущений» личности ребенка, его «полифонический слух» по отношению к окружающему миру.

Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и умении вести диалог. Структура соответствует беседе, в основе которой лежит вопросно-ответная система.

Особенности технологии:

· развивающая форма деятельности;
· эмоционально-чувственная сфера взаимодействия;
· вплетение в диалог игры, музыкальности, художественного образа, элементов театрализации.

Технология проблемного обучения полагает переплетение двух методов: метод создания креативного поля и создания собственно проблемной ситуации. Профессор Ю. Н. Кулюткин определяет, что это те «методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения проблем». Поскольку основой данной технологии является постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера, следовательно, ключевая позиция отдана на откуп педагогу. Он создает проблемную ситуацию, а ребенок берет на себя активную роль в поиске ее решения. В результате дошкольник получает знания.

Структурные компоненты технологии: постановка проблемной ситуации, представление вариантов решений, выбор наиболее рационального и целесообразного варианта, разрешение проблемы.

Особенности технологии:

· проблематизация познавательной информации,
· активная позиция личности ребенка,
· исследовательский характер познания.

Технология проблемного обучения способствует установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений, представлению доказательств, выдвижению гипотез с их обоснованием, что и подчеркнуто в федеральных государственных требованиях «необходимо построение образовательного процесса на исследовательских началах восприятия» окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Данная технология позволяет развивать  познавательные универсальные действия, полагающие самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, использование знаково-символического моделирования, опирается на рефлексию способов и условий действий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (см. приложение 1).

Вероятно, использование данных технологий в профессиональной деятельности педагога с опорой на содержательные аспекты образовательных программ и станет базой или основой развития той системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, которые представлены в Государственных стандартах нового поколения.

2 комментария:

  1. Уважаемая Марина Геннадьевна, изменился ли режим дня в детском саду с введением ФГТ?

    ОтветитьУдалить
  2. Если у вас были финансовые проблемы, то вам пора улыбнуться. Вам нужно только связаться с г-ном Бенджамином и сообщить сумму, которую вы хотите взять в долг с низкой ставкой 2% рентабельности инвестиций, и период платежа, который вам подходит, и вы получите кредит в течение трех рабочих дней. Я только что в шестой раз воспользовался ссудой в 700 тысяч долларов сроком на 180 месяцев с возможностью выплаты до истечения срока. Г-н Бенджамин помогал мне с ссудой. Свяжитесь с ним, и вы увидите, что он очень честный человек с добрым сердцем. Его электронная почта 247officedept@gmail.com, а его номер телефона WhatApp: + 1-989-394 -3740.

    ОтветитьУдалить