пятница, 15 февраля 2013 г.


Современные подходы к организации
и содержанию воспитательно-образовательного процесса дошкольного
образовательного учреждения в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования



Современное дошкольное образование стоит на пороге новой эпохи своего развития потому, что на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения приходят Федеральные государственные требования (ФГТ), которые должны пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – программы) и условия ее реализации. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечена разработка первой части Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ). Данный документ разработан «Институтом стратегических исследований в образовании» совместно с ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и вступил в силу с 16 марта 2010 г.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

• примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
• примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ - предварительная, а сам период действия этих документов - переходным.

ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т. е. объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.

Содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:

• физическое;
• социально-личностное;
• познавательно-речевое;
• художественно-эстетическое.

Эти направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г., и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением правительства РФ от 28.09.2008 г. № 666.

Более конкретная наполняемость направлений изложена в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например, принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Одним из важных концептуальных положений ФГТ необходимо назвать комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели), принцип развивающего обучения (как альтернатива ЗУНовскому), сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

В основе определения набора и содержания образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности:

- двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);
- игровая («Социализация»);
- трудовая («Труд»);
- восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
- коммуникативная («Коммуникация»);
- познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);
- музыкально-художественная («Музыка»);
- продуктивная («Художественное творчество»).

ФГТ определяют как обязательную для всех дошкольных учреждений (групп детей дошкольного возраста) часть программы, так и вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает видовое разнообразие учреждений и специфику осуществления образовательной деятельности.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса, - не более 20% от общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов - на реализацию обязательной части и 2 часа - на вариативную часть.

Полноценная реализация обязательной части Программы включает время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей.

В основе выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности является возрастная адекватность. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является одной из ведущих. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), как свободной самостоятельной деятельности детей, определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются также чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В ФГТ определены планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Формирования перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:

• по принципу интегративности или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

• в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.

Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
• любознательный, активный;
• эмоционально отзывчивый;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
• овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его последующее построение и осуществление.

В процессе мониторинга исследуются интегративные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Во время переходного периода при сохранении вариативности программ до принятия примерной основной общеобразовательной программы мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе.

ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ определяет следующие разделы обязательной части Программы:

• пояснительная записка;
• организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
• содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
• содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
• планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, и они определяют основной вектор движения - к реальному (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий