Современные
подходы к организации
и содержанию воспитательно-образовательного
процесса дошкольного
образовательного
учреждения в соответствии
с Федеральными
государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
Современное
дошкольное образование стоит на пороге новой эпохи своего развития потому, что
на смену Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и
обучения приходят Федеральные государственные требования (ФГТ), которые должны
пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет. ФГТ будут
определять структуру основной общеобразовательной программы дошкольного
образования (далее – программы) и условия ее реализации. В настоящее время
Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечена разработка
первой части Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки
России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 г.
Министерства юстиции РФ). Данный документ разработан «Институтом стратегических
исследований в образовании» совместно с ГОУ ВПО «Московский городской
психолого-педагогический университет» и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков НЦЗД РАМН в рамках реализации Федеральной целевой программы развития
образования на 2006-2010 годы и вступил в силу с 16 марта 2010 г.
В
настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
•
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
•
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается,
утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных
основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка
которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на
основе федеральных требований.
До
ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются
временными, а значит образовательная программа ДОУ - предварительная, а сам
период действия этих документов - переходным.
ФГТ
определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, т. е. объем и соотношение частей. Содержание дошкольного
образования рассматривается с точки зрения совокупности «содержательных» частей
программы, в которых оно реализуется.
Содержание
дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:
•
физическое;
•
социально-личностное;
•
познавательно-речевое;
•
художественно-эстетическое.
Эти
направления соответствуют действующим концептуальным и нормативно-правовым
документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного
образования (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г., и Типовому положению о
дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением
правительства РФ от 28.09.2008 г. № 666.
Более
конкретная наполняемость направлений изложена в содержании
психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка».
Каждую
образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической
работы, при этом ФГТ определяют и общие концептуальные положения реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, например,
принцип интеграции образовательных областей, согласно которому решение задач
психолого-педагогической работы каждой образовательной области должно
осуществляться и в ходе реализации других образовательных областей. Одним из
важных концептуальных положений ФГТ необходимо назвать комплексно-тематический
принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели),
принцип развивающего обучения (как альтернатива ЗУНовскому), сочетание
принципов научной обоснованности и практической применимости.
В
основе определения набора и содержания образовательных областей находятся
следующие виды детской деятельности:
-
двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);
-
игровая («Социализация»);
-
трудовая («Труд»);
-
восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
-
коммуникативная («Коммуникация»);
-
познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);
-
музыкально-художественная («Музыка»);
-
продуктивная («Художественное творчество»).
ФГТ
определяют как обязательную для всех дошкольных учреждений (групп детей
дошкольного возраста) часть программы, так и вариативную часть, формируемую
участниками образовательного процесса, которая отражает видовое разнообразие
учреждений и специфику осуществления образовательной деятельности.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для
реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного
процесса, - не более 20% от общего объема Программы. Таким образом,
образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5
часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов - на реализацию обязательной части и 2
часа - на вариативную часть.
Полноценная
реализация обязательной части Программы включает время, отведенное на:
•
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
•
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
•
самостоятельную деятельность детей;
•
взаимодействие с семьями детей.
В
основе выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской
деятельности является возрастная адекватность. Игровая деятельность в
дошкольном возрасте является одной из ведущих. Ценность игры (сюжетно-ролевой,
режиссерской, драматизации, с правилами и др.), как свободной самостоятельной
деятельности детей, определяется ее значением для развития дошкольника. В игре
может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей,
как «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности
являются также чтение (восприятие) художественной литературы, общение,
продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская
деятельности, труд. Адекватными возрасту формами работы с детьми являются
экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения,
решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской
деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий,
построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.
Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной
деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной
деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается
деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и
воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно
и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и
партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность
свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной
деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой
форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью
детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной
педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками
или действовать индивидуально.
Принцип
интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному
принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания
дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе
реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений
развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач,
содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями
массовой практики.
В
ФГТ определены планируемые результаты освоения Программы – итоговые и
промежуточные. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных
оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа,
критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным
требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко
формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Формирования
перечня качеств осуществлено по следующим основаниям:
•
по принципу интегративности или возможности формирования качества в ходе
освоения всех или большинства образовательных областей;
•
в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного
возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно
организован;
с
учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения
Программы.
Итоговый
результат представляет собой совокупность интегративных качеств или «социальный»
портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу
дошкольного образования:
•
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
•
любознательный, активный;
•
эмоционально отзывчивый;
•
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
•
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы
и правила поведения;
•
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные
возрасту;
•
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
•
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
•
овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов
детской деятельности.
Промежуточные
результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных
качеств воспитанников в каждый возрастной период и являются, по сути, средством
установления так называемой обратной связи, когда «информация» о результатах
какого-либо этапа образовательного процесса влияет и во многом определяет его
последующее построение и осуществление.
В
процессе мониторинга исследуются интегративные качества ребенка путем
наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных
методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования,
скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга
является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка
и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.)
методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность
мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать
возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не
приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного
процесса.
Содержание
мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и
воспитания детей.
Обязательным
требованием к построению системы мониторинга является использование только тех
методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в
оптимальные сроки.
Во
время переходного периода при сохранении вариативности программ до принятия
примерной основной общеобразовательной программы мониторинг промежуточных
результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов,
которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной
программе.
ФГТ
к структуре основных общеобразовательных программ определяет следующие разделы
обязательной части Программы:
•
пояснительная записка;
•
организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
•
содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация,
«Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Музыка»;
•
содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями
здоровья);
•
планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
•
система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы.
В
целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят упорядочить и
регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных
общеобразовательных программ дошкольного образования, и они определяют основной
вектор движения - к реальному (а не декларативному!) учету принципа возрастной
адекватности в массовой практике дошкольного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий